Стоимость обучения:
  • 0
Главная » Полезные статьи » Зачем нужен психолог в школе

Зачем нужен психолог в школе

 

Школьный психолог – это специалист с высшим педагогическим образованием, очным или заочным, который также имеет подготовку в области детской и подростковой психологии. Детский психолог помогает ребенку преодолеть разные страхи и трудности, пережить возрастные кризисы, корректирует его поведение в коллективе и семье. Также он активно взаимодействует с родителями, которые стремятся лучше понять своего ребенка, помочь ему в сложных жизненных ситуациях и выстроить правильную линию взаимоотношений.

Получить высшее педагогическое образование заочно по направлению «психолог» можно практически во всех гуманитарных вузах нашей страны. Эта профессия популярна и востребована. В штате всех государственных и частных школ обязательно есть психолог, или даже целая психологическая служба с несколькими специалистами разных направленностей.

Школьный психолог и его обязанности

Основная функция психолога в школе или детском саду – обеспечение психологического здоровья детей, выявление и решение проблем в коллективе или у отдельных учеников. Этот сотрудник заботится о том, чтобы детям было комфортно в процессе учебы, помогает преодолеть жизненные трудности.

Главные обязанности сотрудников школьной психологической службы:

  • психологическая диагностика;
  • коррекционная и профилактическая работа;
  • проведение индивидуальных консультаций для учеников, педагогов и родителей;
  • проведение тренингов;
  • посещение педсоветов и родительских собраний;
  • профориентация;
  • ведение документации, отчетности;
  • работа с будущими первоклассниками.

Спектр проблем, с которыми работает школьный психолог, очень обширен. Среди них:

  • агрессивное поведение;
  • закрытость и замкнутость;
  • очень низкая мотивация к учебе, плохая успеваемость;
  • наличие вредных привычек;
  • страхи разного рода;
  • невнимательность и неусидчивость;
  • гиперактивность;
  • неуверенность в себе;
  • психосоматические проблемы.

Приведем несколько примеров, когда дети нуждаются в особом внимании и участии школьного психолога:

  1. Ребенок постоянно обижает одноклассников, срывает уроки, взрослые совсем не являются для него авторитетом.
  2. Ученик часто пропускает школу без уважительной причины.
  3. Один из членов коллектива является изгоем. Дети его игнорируют, издеваются.

В первом и втором случаях чаще всего проводится длительная индивидуальная работа с учеником и родителями. В последнем случае – специалист работает с целым коллективом или группой детей, а также помогает ученику, которого обижают. Методики могут быть самые разные, в зависимости от нюансов каждой отдельной ситуации.

Коррекционная работа психолога может проводиться не только по запросу учителя, администрации школы или родителей, но также и по желанию самого ученика. Подростки, например, могут осознанно попросить помощи школьного психолога в сложной ситуации. Конечно, если этот специалист будет вызывать доверие и симпатию. Для них – это взрослый человек, не являющийся учителем или родителем, с которым можно обсудить волнующие вопросы. Это очень важно, особенно во время переходного возраста. Несколько распространенных проблем, с которыми подростки обращаются к психологу:

  1. «Родители меня не понимают».
  2. «Ко мне относятся как к маленькому ребенку».
  3. «У меня нет друзей».
  4. «Меня игнорируют одноклассники».

В некоторых школах есть социальные педагоги, которые занимаются вопросами неблагополучных семей и трудных подростков. Они работают с детьми на территории школы, а при необходимости – даже посещают подопечных на дому. Исследуют жилищные условия, обстановку в семье, отношения между близкими школьнику людьми. На основе полученных данных – проводится коррекционная работа.

Методы и приемы, которые использует психолог в своей работе чаще всего:

  • индивидуальная или групповая беседа;
  • проведение всевозможных тестирований;
  • проведение коррекционных занятий;

Все сведения, полученные в процессе работы с детьми и взрослыми с помощью бесед и тестов, помогают выявить проблемные группы или классы, а также отдельных учеников, нуждающихся в помощи и регулярных коррекционных занятиях. Результаты исследований дают возможность выстроить дальнейшую работу, спланировать мероприятия.

У психолога обязательно есть расписание и план занятий. Он использует готовые программы, но дополняет их собственными наработками. Каждый конкретный случай индивидуален, и нужно уметь внести коррективы в процессе работы.

Занятия включают в себя разные упражнения – рисунки, ролевые игры и другие задания, способные выявить проблему или решить ее.

Образование детского психолога

Школьный психолог, как правило, имеет высшее психолого-педагогическое образование. Но это может быть и гуманитарное образование с углубленным знанием психологии. В колледжах и техникумах нельзя выучиться на психолога, среднее специальное образование дает возможность только преподавать в начальных классах. Но, окончив среднее учебное заведение, можно облегчить себе поступление в вуз. Также в этом случае появляется возможность работать и одновременно учиться заочно или дистанционно.

Получить высшее заочное образование по специальности «Психолог» можно в таких вузах:

  • Университет Синергия;
  • Московский институт экономики, политики и права;
  • Университет истории культур;
  • Московский гуманитарный институт имени Е.Р. Дашковой;
  • НОУ ВПО Высшая школа психологии;

Психолог должен подтверждать или повышать квалификацию раз в несколько лет. Это можно делать дистанционно или заочно в специальных центрах последипломного образования или при некоторых университетах.

Получить бесплатное заочное образование в области психологии практически невозможно. Бюджетные места обычно есть только на очных факультетах. Но стоимость заочного и дистанционного обучения в разы ниже очной, к тому же студент может параллельно работать, оплачивая свою учебу.

При желании, в сети Интернет можно найти много бесплатных, но очень полезных курсов по психологии. Это актуально для тех, кому не важен официальный документ об окончании курса.

Возможности и карьерный рост

Работа психолога в школе – интересная и творческая, но она также очень тяжелая и ответственная. Важно иметь такие черты личности, как энтузиазм, усидчивость, дисциплинированность, внимательность, умение слушать и слышать человека, беспристрастие, умение ладить с людьми. Добиться роста по карьерной лестнице будет сложно, зато можно стать настоящим профессионалом в своей области, развиваться в выбранном направлении, изучать новые методы работы.

Профессия сегодня востребована и у выпускников психолого-педагогических вузов есть много вариантов для реализации своего профессионального потенциала. Детский психолог может работать не только в государственных школах, но и в частных учебных заведениях, на курсах. Также некоторые специалисты успешно занимаются частной практикой, открывая собственный офис, психологическую службу.

Похожие статьи


logo logo logo logo logo