Стоимость обучения:
  • 0
Главная » Полезные статьи » Среднее специальное образование в России: как это – учиться современно? Критические заметки

Среднее специальное образование в России: как это – учиться современно? Критические заметки

Анализ современного состояния экономики страны показал острую нехватку квалифицированных специалистов среднего звена, а также подготовки рабочих и служащих. Государством были определены пути содействия модернизации образовательных организаций СПО и меры по привлечению выпускников для обучения в этих учреждениях.

Немаловажную роль в сложившемся порядке вещей сыграл прочно засевший стереотип о том, что обучение в СПО и НПО получают лишь худшие ученики, неспособные к освоению высшего образования. Уровень жизни населения вырос, а требования к абитуриентам снизились, что и приводит к тому, что большинство родителей выбирают для дальнейшего получения профессии своих детей именно учреждения ВПО, несмотря на то, что такое обучение возможно и после колледжа.

Впоследствии это приводит к трудностям при трудоустройстве, ведь не секрет, что выпускники, имеющие высшее образование, реже работают по специальности. Это связано с тем, что рынок труда перенасыщен специалистами такого рода, и, следовательно, найти работу по своему направлению при большой конкуренции бывает непросто.

Модернизация среднего специального образования

Одним из направлений социально-экономического развития страны правительство определило достижение состояния обеспечения профессиональными кадрами современным потребностям рынка труда. Правительство не раз называло проблему острой нехватки специалистов среднего звена и квалифицированных служащих одной из наиболее актуальных в современном обществе.

Для сравнения: в России только около 20% выпускников поступает в учреждения СПО, в США этот показатель составляет около 60 %.

Для достижения улучшения эффективности среднего профессионального образования и привлечения выпускников для получения рабочих профессий были поставлены следующие задачи:

  1. Налаживание взаимосвязей образовательных организаций с предприятиями, нуждающимися в специалистах, обеспечивающих выпускников гарантированным трудоустройством.
  2. Обеспечение учреждений необходимой материально-технической базой взамен устаревшей.
  3. Обеспечение новыми технологиями и методами обучения;
  4. Обеспечение соответствия педагогического персонала новым профессиональным стандартам;
  5. Усовершенствование нормативной базы касательно среднего профессионального образования и требований образовательного стандарта ФГОС.

Под пристальным вниманием властей обеспокоенных сложившейся непростой ситуацией модернизация учреждений СПО приобрела характер целостного процесса. Главной целью приложенных усилий является достижение престижности среднего специального и среднего профессионального образования. Действия по приведению в соответствие образовательных организаций СПО и НПО выявили ряд существенных противоречий.

Так, к примеру, требования нового профессионального стандарта «педагог», действующего с июля 2016 года, предусматривает обязательное наличие профильного образования преподавателя по преподаваемым дисциплинам. Как оказалось, около 30 % всего образовательного состава колледжей и техникумов не соответствуют установленным требованиям. В основном это преподаватели специальных дисциплин или мастера производственного обучения. Оно и понятно, ведь эти люди преподают практическую часть.  

Логично предположить, что мастер производственного обучения автомехаников имеет на деле скорее диплом инженера-механика, нежели преподавателя. Требования профессионального стандарта существенно усложнили поиск педагогического персонала для работы в образовательных организациях СПО.

Введение  дуальной системы  способствует развитию связей с производством в процессе образования. Студенты проходят практику на определенном дуальном предприятии. Это позволяет существенно повысить уровень практических знаний, поскольку исключается возможность формального нахождения студента на практике в другом предприятии. То есть, присутствует система контроля  выполнения практической части подготовки специалистов.

С другой стороны, предприятие делает некий заказ на необходимое количество специалистов, в будущем, оплачивая стоимость обучения за счет собственных средств, что гарантирует последующее трудоустройство выпускников. Между студентом, образовательным учреждением и работодателем заключается договор, по которому первый получает оплату согласно стоимости обучения в колледже, а последний работника обязанного проработать у него на протяжении определенного договором срока. При отказе после выпуска студента работать в такой организации, он будет обязан вернуть средства, затраченные на его образование.

Предприятие – партнер по дуальному взаимодействию активно сотрудничает СПО, вкладывает средства в его развитие, а также его работники из руководящего состава входят в члены наблюдательных советов по управлению учреждением.

Отличия современного СПО от советского

Проблема нехватки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих в наше время не возникла из ниоткуда. Её появлению способствовало несколько предшествующих факторов. В Советском Союзе попасть в вуз было гораздо сложнее, а все не поступившие могли получить рабочие специальности. Техникумы готовили специалистов практиков, а институты теоретиков, и потребность в кадрах всех сфер экономики была удовлетворена.

В годы перестройки железный занавес рухнул, и жесткие требования остались только при зачислении в вуз на бесплатное обучение. Все родители, располагающие средствами, стали отправлять своих отпрысков  получать высшее образование, что привело в результате к неожиданным и даже абсурдным последствиям.

Теперь в нашей стране большое количество выпускников вузов остаются безработными, в то время как специалисты среднего звена очень востребованы, и работодатели «разбирают» их, как говорится, с руками и ногами.

Прочно засевшие советские стереотипы в головах современного российского общества не дают большинству родителей понять, что, например, поступив в колледж после 9 класса на бюджет, у их ребенка будет гораздо больше шансов для последующего трудоустройства, чем после вуза.

Введенная не так давно система сдачи ЕГЭ – это одна из мер по влиянию на сложившуюся ситуацию. Нельзя сказать, что экзамен отсеивает поступающих в высшие образовательные учреждение. Но многие выпускники идут в колледж только потому, что провалили ЕГЭ, или панически боятся экзамена. Метод кардинально отличается от советского, но нельзя сказать, что в лучшую сторону.  Если раньше действительно оценивались знания, то ЕГЭ по сути –  лотерея, не позволяющая приемной комиссии оценить возможности кандидата.

Нельзя утверждать  однозначно, насколько лучше или хуже советского современное среднее специальное образование. Другое время, другая экономика, другие цели и задачи стоят перед обществом. Но развитие информационных систем смогло вывести современное образование на новый более продвинутый уровень и эту особенность нельзя не отметить.

Дистанционное обучение в колледже

Это новая форма образования, сочетающая в себе все достоинства других форм.

Она позволяет:

  • получать знания не выходя из дома,
  • общаться с преподавателями и одногруппниками онлайн,
  • учиться, не отрываясь от работы,
  • получать образование людям с физическими изъянами.

Вам всегда, в любое время суток обеспечен доступ к образовательным и справочным материалам

Удаленное образование набирает популярность во всем мире, и кто знает, возможно, вскоре заменит давно привычные формы очного и заочного образования.

Похожие статьи


logo logo logo logo logo