Стоимость обучения:
  • 0
Главная » Полезные статьи » Модели и системы дистанционного обучения: как проходит процесс

Модели и системы дистанционного обучения: как проходит процесс

 

Модели дистанционного обучения могут быть разными, но все они направлены на то, чтобы учащиеся хорошо усвоили материал. Отличие заключается лишь в его подаче. Использование моделей дистанционного обучения в образовании позволяет сделать его качественным и мотивировать студентов.

Дистанционное образование: как это происходит

Обучение, в основном, ведется удаленно через Интернет. Учащиеся получают материалы, которые могут быть записаны в виде текста, аудио, видео. После прохождения проводится контрольная или проверочный тест.

Как и обычные студенты-очники, дистанционщики регулярно сдают рефераты, курсовые, а итогом учебы становится написание диплома, который необходимо очно защитить.

Образование проводится с использованием личного кабинета на специальном сайте. Туда загружаются лекции, необходимая литература, методические материалы. Есть расписание, регулирующее сроки сдачи проверочных работ.

Общение с преподавателями и другими студентами ведется посредством мессенджеров, электронной почты, чатов. Чаще всего доступны и контактные телефоны учителей.

Итогом каждого семестра становится сессия, ее сдают очно.

Какие модели дистанционного обучения существуют

Образовательное учреждение может выбирать модели дистанционного обучения по своему усмотрению. Разница в том, кто контролирует, управляет процессом учебы. Это может быть преподаватель, и тогда форма обучения очень напоминает очную (разница только в том, что все участники процесса находятся в разных местах, а на лекцию собираются в так называемой онлайн-аудитории), а может быть и сам ученик, что делает его полностью ответственным за своевременное усвоение материала.

  1. Модель распределенного класса. Этот вариант можно назвать онлайн-встречей. Несколько студентов и преподаватель организуют ее в определенное время. Повторяемость – примерно раз в неделю. Можно задать вопросы, проконсультироваться, пообщаться с другими студентами.

 

  1. Модель самостоятельного обучения. Учащийся получает информацию путем изучения предоставленных ему материалов. Есть программа, которой он следует. Общение с руководителем происходит по телефону и онлайн, с ним можно разобрать непонятный материал, задать вопросы. Однако взаимодействие очень ограничено.
  2. Открытое обучение + класс. Эта модель включает в себя две вышеописанные. Есть и онлайн встречи, и самостоятельное изучение материалов в любое удобное время. Такую модель можно назвать самой полноценной и современной.

Обязательные требования

Любой вуз, который внедрил у себя систему дистанционного обучения, обязан соблюдать следующие правила:

  1. Все учебные материалы должны предоставляться учащимся вовремя.
  2. Расходы на поддержание общения преподавателя и ученика, компьютерных сетей, бесперебойную работу сайта должны быть заранее учтены.
  3. Все вопросы, касающиеся заданий на экзамене и выставленных оценок, должны быть засекречены, к ним может иметь доступ только определенный персонал.
  4. Студенты должны быть осведомлены, к кому можно обращаться в разных случаях, ведь их вопросы не всегда адресованы преподавателям. Может потребоваться помощь методиста или бухгалтера. Желательно использовать текстовые материалы, в которых подробно расписаны правила и нюансы таких обращений.
  5. Общению преподавателя с учеником ничего не должно препятствовать. Требуется обеспечить каналы связи.

Система дистанционного образования Moodle

Moodle, которая расшифровывается как модульная объективно-ориентированная динамическая система обучения, представляет собой весьма удачно организованную программу, которая позволяет студентам хорошо усваивать материал, а преподавателям – снизить собственную нагрузку.

Эта относительно новая система дистанционного образования дает возможность создания и в управления следующими ресурсами:

  • учебные материалы;
  • задания;
  • лекции;
  • опросы;
  • ресурсы;
  • тесты;
  • форумы;
  • новости;
  • чаты и проч.

Лекции устроены так, что после теоретического материала следует практика, причем это чередование может быть настроено в зависимости от правильности ответов учащегося на вопросы в практическом блоке. Возможно использование презентаций. Иногда доступ к материалам ограничивается временем или конкретной датой – все зависит от желания учителя.

Ресурсы позволяют использовать различные электронные материалы, аудио и видео-файлы. Для структурирования создаются папки и каталоги.

Доступна совместная работа студентов над созданием wiki-статей. Любой участник группы может редактировать их, если у него открыты права на такое действие. Moodle также имеет словарь-глоссарий, где производится разъяснение терминов, необходимых для обучения. Причем словарные статьи доступны для создания, как преподавателям, так и студентам.

Разделы «Тесты» и «Задания» обеспечивают обратную связь, а также позволяют контролировать уровень усвоения материала. Тесты можно проводить как после каждой отдельно, так и после нескольких лекций. Задания подразумевают ответ в виде текста или файла.

Раздел «Опрос» помогает получить ответы студентов по тому или иному вопросу. Он не создан для контроля знаний. Например, здесь можно узнать мнение учащихся о том, все ли их устраивает в формате преподавания или времени, выделенному на прохождение теста.

Форум, чат и личные сообщения – еще одна форма обратной связи. Здесь может проходить общение на самые разные темы, в основном учебные.

Оценки, которые получают учащиеся, представлены в виде таблиц в соответствующем разделе.

Дистанционная система обучения в России может использовать как сервис Moodle, так и другие программы. Так или иначе – все направлено на то, чтобы и студентам, и преподавателям было удобно.

Чем хороши системы дистанционного обучения

Система дистанционного образования (СДО) дает много возможностей: студенты могут учиться в любое время и изучать курс блоками в удобном им порядке, преподаватели получают возможность успешно проводить контроль усвоения материала, анализировать данные в ускоренном режиме посредством включенных в систему программ.

Плюсов много:

  1. Вся информация собрана в одном месте. Это исключает возможность ее потери (например, диск или флеш-карту можно легко забыть или сломать).

 

  1. Автоматическое формирование отчетов о продуктивности обучения. Если преподаватель видит, что студент отстает (что несложно заметить при анализе сданных тестов и контрольных работ), то он может вовремя остановить этот процесс, порекомендовать дополнительные сервисы.
  2. Снижение расходов. В плюсе все – студент не тратит деньги, на ежедневные поездки, питание в столовой и проч., а образовательное учреждение экономит на аренде помещения, расходных материалах.

 

  1. Простота обновления материалов. Коррекция, удаление, добавление новых данных в лекции может быть выполнена в несколько кликов. Это позволяет всегда быть на высоте образовательных стандартов.

Будущее – за дистанционным образованием

Несложно отметить, насколько просто контролируется процесс дистанционного обучения и насколько легче обеим сторонам – преподавателю и ученику. Экономия места, времени, финансов, где-то даже сохранение здоровья (вспомним зимние вирусы) – разве не таким должно быть удобное образование?

При этом его итогом остается одно – успешное окончание вуза и получение диплома. Какой бы ни была разница между очным и дистанционным образованием, последнее обладает весомыми привилегиями.

 

Похожие статьи


logo logo logo logo logo