Стоимость обучения:
  • 0
Главная » Полезные статьи » Дистанционное образование в России – тренды и развитие

Дистанционное образование в России – тренды и развитие

Дистанционное образование существует уже очень давно, приблизительно с начала XVIII века. Тогда не было современных возможностей, но почта исправно доставляла письма и книги желающим их приобрести.

Начиная с середины ХХ века, информация становится главным объектом внимания финансистов и бизнесменов. Следовательно, появилась потребность в ее быстром получении и обработке. Теперь эту задачу выполняют компьютеры, а также подобные им гаджеты. Найти нужную информацию теперь можно даже «на ходу» – через смартфон.

Государственные вузы предлагают получить высшее образование, используя дистанционное обучение. С каждым годом его популярность растет, не смотря на обилие предрассудков и мифов об удаленном образовательном процессе.

Россия – не исключение. Сначала частные вузы, затем продвинутые государственные учреждения основали у себя площадки для обучения студентов удаленно. Статистика после многих лет практики и исправления ошибок получилась положительная: эксперты заговорили о том, что в скором времени удаленный способ постепенно догонит очный формат. Это не удивительно, так как программы идентичны, а способов передачи данных становится все больше.

Некоторые факультеты даже предпочитают «дистанционку», давая возможность студентам устраиваться на работу и практиковаться. Например, в школы бизнеса принимают людей, имеющих предпринимательский опыт или должность менеджера высшего звена. Занятия у них проходят в очно-дистанционной форме – два раза в месяц группа собирается и занимается весь день, остальное время студенты применяют знания на практике.

Как все начиналось

Стоит признать, что удаленный способ получения информации – не заслуга России. В то время наука была закрыта для народа и развивалась в основном при церквях, монастырях. Родоначальником дистанционного обучения считается Америка, где преподаватель Калеб Филиппс из Бостона впервые дал объявление, что готов учить желающих по переписке. При этом он объявил себя учителем будущего, и был прав. Произошло это в 1728 году.

Далее идею обучения по переписке  подхватил Исаак Питман, затем она распростанилась  в Европе. Но первым университетом, который официально собрал группу студентов, был Чикагский университет в США. После него новую тенденцию стали развивать в Англии и других странах Европы.

Сначала для передачи информации использовалась переписка, затем появилось радио, где транслировали образовательный канал. В середине 20 века появились космические спутники и передавать данные на расстоянии стало легче.

Затем компания IBM создала компьютер, после чего они постепенно завоевали мир. Кстати, первая программа для дистанционного обучения и повышения квалификации, также была написана специалистами этой компании.

В конце 20 века разработка стратегии дистанционного образования велась в США полным ходом. И только в 97 году прошлого столетия в России оценили возможности данной системы и потихоньку начали внедрять ее в частных вузах.

Вышел указ, что данная форма может использоваться в качестве экспериментальной для получения высшего образования в государственных вузах – дистанционное обучение стало официальным.

Сегодняшний уровень развития технологий

На сегодняшний день дистанционное образование в России занимает прочные позиции, так как появилась потребность в быстрой передаче и обработке данных.

Большинство предприятий внедрило информационные технологии, поэтому стали нужны специалисты, причем в срочном порядке. Нужно было без отрыва от основной работы осваивать новые системы управления, это было возможно только удаленным способом.

Если посчитать мировой оборот средств от удаленного обучения, то он исчисляется миллиардами долларов. На данный момент дистанционные технологии обучения используются:

  • для корпоративного обучения;
  • дистанционное образование на курсах переподготовки специалистов;
  • для повышения качества знаний в связи с потребностями рынка;
  • для самостоятельного поиска информации и личностного роста.

Преимущество удаленного обучения оценили владельцы компаний, подсчитав, что стоимость дистанционной подготовки специалистов обойдется им в 6 – 7 раз дешевле по сравнению с очными программами.

Говорить о полноценном высшем образовании при аудиторной форме вообще не выгодно: 4-5 лет потенциальный сотрудник отсутствует на рабочем месте, не принося доход компании, при этом средства из кармана начальника идут на его обучение. После окончания вуза не понятно, где окажется человек, в которого были вложены средства на учебный процесс.

Чтобы приблизиться к уровню образовательных программ американских вузов, пришлось пересматривать структуру курса и способы изложения материала, так как от этого зависит процент усвояемости знаний и их запоминания студентами.

Одним словом – были совершены ошибки, которые приходилось срочно исправлять, чтобы не потерять студентов, заинтересованных в качестве знаний. Как оказалось, структура учебных программ должна отличаться для очного и дистанционного факультетов, хотя в целом все программы идентичны, изменен порядок изложения тем.

Тем, кто получал дистанционное образование, диплом с конкретизацией формы обучения  не понравился. Как оказалось, недовольны были работодатели, которые сразу не поняли, что значит: учился дома, и не хотели брать на работу таких выпускников.

Пришлось менять формулировку и писать «заочная форма с применением дистанционных технологий». По сути – это так и есть, так как некоторые вузы требуют посещения сессии для сдачи экзаменов, хотя во многих зарубежных университетах этого не требуется. Посетить вуз нужно один раз – для сдачи итоговых выпускных экзаменов и получения диплома.

Сейчас уже и российские университеты переняли такой принцип, чем облегчили жизнь студентам из дальних регионов. После того, как было внедрено такое новшество, количество абитуриентов из отдаленных областей потянулись на учебу в Москву. При этом ехать в столицу совсем не обязательно.  Даже два раза в год – как это принято в классическом заочном образовании.

Для поддержания высокого уровня конкурентоспособности предприятия или компании необходимо быстро реагировать на изменения рынка. Если в структуре много филиалов, находящихся на большом расстоянии друг от друга, то единственный способ быстро передать новинки – это Интернет, который позволяет в одно время провести обучающие мероприятия во всех точках компании.

Тенденции развития дистанционного образования

Тенденции дистанционного образования в России направлены на освоение опыта западных вузов в плане передачи данных. Так легче избежать ошибок и сразу создать функциональный продукт, который вдобавок приносит деньги.

Судя по всему, стоимость удаленного обучения повышаться не будет. Она примерно в 1,5-2 раза ниже, чем очное образование. При этом студенты имеют возможность эти деньги заработать самостоятельно, чтобы не просить у родителей.

В Европе около 70% вузов считают развитие данного направления своей первостепенной задачей. Следовательно, в России это произойдет через некоторое время: 5 -10 лет и университеты будут каждый иметь площадку и технологии для удаленной передачи информации. 

 

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Российский государственный университет туризма и сервиса

Колледж Московского Университета имени С.Ю.Витте

Академия кадрового резерва

Московский финансово - промышленный университет «Синергия»


logo logo logo logo logo
top