Стоимость обучения:
  • 0
Главная » Полезные статьи » «Бакалавр или магистр»: обучение в России.

«Бакалавр или магистр»: обучение в России.

Бакалавр. История развития бакалавриата в России

Бакалавр – академическая квалификация, присуждающаяся лицам, пожелавшим и сумевшим освоить специально разработанные планы обучения.

Изначально в России, система высшего образования, создавалась по европейской модели. Сторонниками, до не давнего времени, этой модели, была большая часть европейских вузов.

Ключевые признаки европейской модели образования таковы: образовательная программа рассчитана на 5 лет, над учебными заведениями ведется контроль со стороны государства, слабая вовлеченность системы в рынок образования.

Европейская модель наилучшим образом подходила для образования в  Советском союзе.На протяжении 5-6 лет высшие учебные заведения готовили по государственному заказу, специалистов-профессионалов с фундаментальными знаниями. В советское время, большинство тех, кто поступал в вуз и получал высшее образование, делали это один раз. Получать второе высшее образование в то время было не принято. Люди, устаивались по специальности на заводы, предприятия и работали там долгие годы. Данная тенденция привела к тому, что европейская модель, отлично зарекомендовавшая себя, долгие годы не развивалась из-за отсутствия как таковой надобности.

Но рыночные реалии последних десятилетий показали, что современному выпускнику мало тех знаний, которые он получает в вузе. Они, знания, хоть и фундаментальные, часто не отвечают требованиям, которые выдвигаются работодателями. Многим специалистам приходится заново переучиваться, и не раз.

Американские вузы разработали собственную модель образования, при которой высшее образование поделено на две ступени. Студент сначала определяет направление, в котором он хотел бы учиться, получает основные знания и навыки и только после этого, при необходимости, специализируется на том, что ему пригодится в работе. При этом участие государства минимально, а жесткая конкуренция между вузами способствует развитию образовательных программ.

Новая двухступенчатая форма образования в России была официально утверждена в сентябре 2009 года. Не смотря на то, что бакалавриат еще в 1996 году был прописан в законе об образовании как уровень подготовки, однако его рассматривали как высшее образование, альтернативное традиционному.

По мнению Министерства образования и науки, реформа, произведенная в  2009 году, обязана была помочь студентам и выпускникам российских вузов работать и учиться  за рубежом, а вузам, быть конкурентоспособными.

 Изначально болонская модель образования предполагала только две квалификации высшего образования: «бакалавр» и «магистр». Но это противоречит традиционной советской одноуровневой системе, к тому же, часть ректоров вузов была не согласна с таким вариантом.

Поэтому на данный момент в России имеется, строго говоря, три ступени ВПО:

  • Бакалавриат (4 года),
  • Специалитет (5 лет),
  • Магистратура (2 года).

Первый уровень, бакалавриат, готовит по базовым направлениям без специализации для работы на должностях рядовых исполнителей на производстве и в экономике. Профессиональная, углубленная специализация останется только на втором уровне образования — магистратуре и в специалитете. Они же будут иметь доступ и к научной работе в аспирантуре и докторантуре.

Россия ввела данную ступень подготовки, установив четырехлетний срок обучения для получения данной квалификации. В результате защиты выпускной дипломной работы и сдачи Государственных экзаменов (в некоторых вузах для получения степени необходимо просто защитить итоговую работу), заседанием Государственной комиссии принимается решение о присвоении студенту заслуженного звания.

Граждане РФ, получившие степень «бакалавра» могут занимать должности в соответствующих Гос. структурах, для которых квалификационные требования предполагают наличие высшего образования. Все, кто получил степень «Бакалавр» имеют право подать документы для защиты диссертации на получение высшей ученой степени – кандидата наук.

Получение «бакалавра» дистанционно: фантастика или реальность?

С тех самых пор, когда в Минобразования России было принято решение о возможности получения образования без обязательного посещения аудиторий, граждане государства стали активно подавать документы в вузы, предлагающие такие условия обучения.

Сегодня Единый Центр Высшего Дистанционного Образования предлагает каждому желающему получить квалификацию «бакалавр» в одном из лучших учебных заведений страны:

  • Московский Государственный Индустриальный Университет;
  • Евразийский Открытый Институт;
  • Московский Технологический Институт "ВТУ";
  • Московский институт экономики, политики и права

Каждое из вышеперечисленных учебных заведений выдает диплом государственного образца, позволяющий выпускникам работать по специальности в любом уголке России.

Магистр. История магистратуры в России

Магистр – академическое звание, квалификация, полученная после окончания магистратуры. Данная степень дается после бакалавра и позволяет получить более углубленные знания в своей профессиональной сфере.

Слово «магистр» имеет латинское происхождение и в буквальном смысле означает «наставник», «руководитель», «учитель». В русском переводе «магистр» означает «мастер своего дела».Понятие «магистр» зародилось в Древнем Риме, которое означало важное должностное лицо. В Византии понятие «магистр» имело иное значение и понималось как высший титул служебной знати.

В январе 1803 года в России был издан специальный императорский указ, на основании которого присваивалась учёная степень магистра наряду с учёными степенями кандидата наук. В скорее, в начале  1884 года, произошла реформа в система образования и учёная степень кандидата наук была отменена. С этого времени в России присуждались только две ученые степени, такие как «магистр» и «доктор наук». Лица, получившие степень магистра, имели полное право заведовать кафедрой и помимо этого, получали академические знаки, как и доктора наук, но не золотые, а серебряные. Следует заметить, что на основании магистерских диссертаций, в то время, открывалось много научных направлений.

Приблизительно с середины  1917 года, опять произошла реформа в сфере образования и Декретом Совнаркома РСФСР было принято решение отменить звания «магистр» и «доктор наук». На протяжение долгих 17 лет шли споры и разногласия по поводу данной отмены учёных степеней и осенью 1934 года были восстановлены учёные степени, но кандитана наук и доктора наук. Степень магистра с 1917 года до 1993 года не присуждалась. В 1993 году в России все же восстановили степень магистра наук. Утверждения, подобные тому, что вид образования (магистратура) пришел в Россию с Запада, звучат неправильно.

Магистратура сегодня.

В современной России магистерские программы начали создаваться примерно 10 лет назад. Это было отражением общемировой тенденции, направленной на унификацию программ и дипломов высшего образования.

В структуре современного Российского высшего образования, степень магистра следует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Эта степень является не ученой, а академической, поскольку она отражает, прежде всего, образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствует о наличии у него умений и навыков, присущих начинающему научному работнику.

Это второй уровень двухуровневой системы высшего образования, созданной в процессе реформирования российской образовательной системы согласно Болонскому процессу (Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования). В магистратуре продолжают обучение выпускники бакалаврских программ и дипломированные специалисты.

Степень магистра присуждается по окончании обучения по соответствующей образовательно-профессиональной (магистерской) программе в рамках выбранного направления, которая ориентирована на образовательную, научно-исследовательскую,научно-педагогическую деятельность и практическую деятельность.

В России магистратура является одной из двух систем квалификации. Очная форма обучения даст студенту возможность получить «магистра» за 2 года обучения, но предварительно он должен будет 4 года учиться для получения степени «бакалавр» или 5 лет для освоения программы «специалист». После защиты диссертации магистра, Государственная аттестационная комиссия предоставит всем желающим право на поступление в аспирантуру.

Дистанционное обучения на магистра в России.

Всем желающим сделать карьеру в той или иной профессиональной сфере, но не имеющим времени на проведение нескольких лет своей жизни за партами в учебных аудиториях, предоставляется возможность исполнить свое желание с помощью вузов, предлагающих дистанционное обучение.

Так, основными направлениями на получение магистра являются следующие специальности предлагает получить степень магистра по таким специальностям:

  • логистика;
  • общий и стратегический менеджмент;
  • банки и банковская деятельность, пр.

Двухступенчатое образование в РФ.

Переход на двухступенчатую систему образования в России назревал не одно десятилетие. Это связано с общепризнанным явлением: каждая отдельная ступень образования повышает спрос на покорение следующей.

Еще одним аргументом в пользу разделения стало мнение экспертов о том, что это расширяет возможности каждого учащегося, давая возможность сделать самостоятельный выбор своего жизненного пути. Многим студентам вполне достаточно получить степень «бакалавра» для спокойного существования, другие желают достичь более высоких результатов, продолжая обучение на «магистра». Свобода выбора, предоставленная государством, дает возможность каждому члену общества сделать осознанный выбор.

Учиться, учиться, учиться… на бакалавра.

Выпускники школ озабочены своим будущим и стараются заблаговременно выбрать вуз для дальнейшего обучения. Многие из них точно знают, какую специальность осваивать, некоторые не могут определиться с выбором буквально до последнего дня. Есть и третья категория абитуриентов – те, кто хочет одновременно получить два высших образования. Но как это сделать, если одновременно в двух местах появиться попросту невозможно, а тем более, найти время на одновременное изучение огромного количества информации. На помощь всем без исключения придут вузы с дистанционным способом обучения. Каждое такое учебное заведение дает возможность получить квалификацию «бакалавра». При этом можно одновременно обучаться в двух или трех местах, совершенно независимых друг от друга.

Получение степени «бакалавра» теперь доступно не только молодым людям, недавно окончившим школу, но и всем, кто в свое время не смог поступить в вузы по различным причинам.

Получить степень бакалавра можно по любой специальности:

  • охрана природной среды и ресурсоснабжение;
  • безопасность труда;
  • инженерная защита окружающей среды;
  • наземные транспортно-технологические комплексы;
  • юриспруденция;
  • прикладная информатика в экономике;
  • прочие востребованные специальности.

 

Преимущества бакалавра: идти или не идти учиться?

Квалификация «бакалавр» принята по международной классификации и понятна работодателю во всем мире. Мировая практика показывает, что наличие диплома бакалавра, позволяет найти работу не только в нашей стране, но и за рубежом, т.к. бакалавриат признан по всему миру.

Одно из главных преимуществ бакалавриата, пожалуй, состоит в том, что высшее образование можно получить за 4 года ( в отличие от советского времени, когда получение высшего образования составлял 5-6 лет) и после приступить к профессиональной деятельности, обрести финансовую независимость.

Многие выпускники Вуза со степенью бакалавра, не только начинают работать, но и заниматься научной деятельность, продолжив обучение в магистратуре.

Те, фундаментальные знания, полученные за 4 года обучения, позволяют легко адаптироваться к изменениям на рынке труда, а так же при необходимости выпускник-бакалавр может освоить смежную профессию, поступая на магистратуру иного профиля или на второе высшее образование (в этом случае будет сокращенный срок обучения).
 

Получение «магистра»: кому нужно?

Всем, кто желает расширить свои знания по выбранной специальности и всем, кто хочет в скором времени поступить в аспирантуру, необходимо получение квалификации «магистр». Магистратура позволит не просто расширить свой кругозор и изучить максимум новой, интересной и важной информации. В первую очередь – это широкие возможности для трудоустройства на любые должности, соответствующие выбранной специальности.

  • управление маркетингом;
  • управление человеческими ресурсами;
  • банки и банковская деятельность;
  • международная экономика;
  • учет, анализ и аудит;
  • финансы;
  • прочие специальности.

Мировой опыт обучения на бакалавриате и магистратуре.

Болонский процесс позволил всему миру узнать о таких квалификациях, как бакалавр и магистр. Это общепризнанные степени, каждая из которых востребована по-своему. Так, обучаться на бакалавра идут практически все бывшие школьники мира, а вот степень магистра получает только некоторая часть из успешных выпускников вузов. Это происходит потому, что каждый отдельный человек вправе сам определять степень важности высшего образования для себя.

В европейских странах количество желающих получить степень магистра на порядок выше, нежели в России. Наиболее вероятной причиной такого поведения студентов считается нестабильная экономика страны (наши сограждане торопятся начать зарабатывать средства к существованию).

Преимущества магистратуры: идти или не идти учиться?

Каждый, кто хочет углубить свои знания, имеет возможность и желание заниматься саморазвитием, самосовершенствованием, творческой работой, должен попробовать свои силы в получении звания «магистр».фундоментальные знания. Заниматься наукой.

Это не только возможность реализовать свои способности в будущем, но и право гордиться собой, своими достижениями, способностями. Магистратура – это начало карьерного роста со студенческой скамьи. Это возможность получить от жизни тот максимум, на который рассчитываешь.Ученье – свет. А обучение в магистратуре – это яркое освещение всего вашего жизненного пути.

 Выбор за вами.

Без сомнения современная двухуровневая система образования «бакалавриат – магистратура» обладает рядом преимуществ. Основным преимуществом является то, что за четыре года обучения, получая степень «бакалавр», студент наиболее четко и ясно понимает свои интересы и потребности, максимально точно может выбрать ту или иную узкую специальность для получения степени «магистра». Иногда студент может получить 2 специальности, а такой работник пользуется большим спросом на современном рынке труда. Еще одним преимуществом является то, что закончить бакалавриат можно в одном вузе, а получать степень магистра в другом вузе. 

Также важным преимуществом выступает факт упрощения признания дипломов магистра и бакалавра заграницей. Нередки случаи, когда человек получает степень «бакалавра» в РФ, а за степень «магистра» он поступает в зарубежный вуз.

Похожие статьи


logo logo logo logo logo